Для железнодорожных перевозок цемента наступила осень

Несмотря на отдельные положительные примеры увеличения погрузки в отдельных регионах, на сети в целом преодолеть негативные тенденции в перевозках цемента пока не удалось.

За 9 месяцев 2016 года на сети РЖД погружено 21,4 млн т цемента, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период 2015-го. В текущем году пока только в апреле объемы приблизились к прошлогодним показателям, а в остальные месяцы погрузка шла с заметным отставанием.

Основная причина – уменьшение объемов выпуска продукции целым рядом предприятий отрасли и, как следствие, спад железнодорожных перевозок. Положительных результатов удалось достичь только двум холдингам – ОАО «БазэлЦемент» и ООО «ХайдельбергЦемент Рус». Остальные компании ушли в минус. Наибольшее отставание допустили ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент», ОАО «Сухоложскцемент», ОАО «Гурово-Бетон» и ООО «Цементная северная компания».

По регионам картина железнодорожной погрузки складывалась неустойчивой. Например, в Уральском, Приволжском, Сибирском и Центральном регионах перевозки цемента сильно просели, причем настолько, что потянули вниз общесетевые показатели. Уменьшили погрузку также Горьковская и Свердловская железные дороги. При этом в Северо-Западном и Северо-Кавказском округах результаты существенно улучшились. В частности, на Октябрьской магистрали был отмечен полуторакратный рост объемов перевозок цемента.

Несмотря на отдельные положительные примеры, на сети в целом преодолеть негативные тенденции в перевозках цемента пока не удалось. Причин можно выделить несколько. Прежде всего в России сократился объем строительства. Из-за этого за 8 месяцев 2016 года потребление цемента упало на 11%, прокомментировал представитель союза производителей цемента «Союзцемент». В сентябре ситуация не улучшилась – наоборот, темпы строительства только замедлились. Напряженная обстановка в отрасли сохранится, как считают эксперты, по крайней мере до ноября 2016-го.

Справедливости ради надо сказать, что глубина спада железнодорожных перевозок меньше, чем по выпуску продукции цементными предприятиями. Это указывает на то, что цемент в 2016 году стал чаще переключаться с автомобильного транспорта на железнодорожный. «Доля железнодорожной погрузки в общей структуре погрузки цемента увеличилась до 50%, что на 4 п. п. больше, чем в 2015-м», – отметил представитель «Союзцемента».

Целый ряд компаний в нынешнем году стали отправлять крупные партии цемента именно по сети РЖД. Соответственно, они развивали и собственную инфраструктуру. Например, на Северо-Западе один из заводов, ранее ориентировавшийся только на автомобильные перевозки, построил свои железнодорожные пути.

В Воронежском филиале «Евроцемент груп» благодаря реализации совместного с ОАО «РЖД» проекта по реконструкции ст. Подгорное намерены увеличить объемы перевозок цемента в 2016 году до 1,5 млн т. При этом более половины инвестиций в данный проект вложил «Евроцемент груп», проинформировал управляющий Воронежским филиалом холдинга Йохан Антон Нишвиц.

Как пояснили автоперевозчики, отток грузов на железную дорогу имеет свои корни. Они во многом уходят в изменения правил перевозок грузов автомобильным транспортом в части соблюдения предельно допустимых нагрузок на ось.

В Росавтодоре, в свою очередь, пояснили, что понимают проблемы автоперевозчиков. Однако при доставке грузов на короткие расстояния стоимость транспортной составляющей
для строителей возрастает незначительно. А вот что касается дальних рейсов, то они должны стать менее привлекательными, чем железнодорожные. «Это будет справедливым: пользователи железных дорог платят за использование инфраструктуры, а клиенты автотранспорта – нет. Условия получаются неравные», – выразил свою точку зрения заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов.

Рынку требуются дополнительные стимулы

Но в правительстве РФ считают, что должны быть приняты и другие меры для усиления роли РЖД в перевозках цемента. Ведь несмотря на все указанные обстоятельства, ожидания у части игроков пока в этом плане пессимистичные.

Для привлечения на сеть РЖД дополнительных объемов цемента соответственно требуются дополнительные решения. Причем усилий, которые предпринимают в этом плане ОАО «РЖД» и операторы, явно недостаточно. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения по совершенствованию тарифной политики в сфере перевозок цемента и других стройматериалов. Заняться этим должны ФАС, Минтранс и Минпромторг совместно с ОАО «РЖД» и Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». Рынку осталось дождаться конкретных решений и их реализации на практике.