Форум «Крылья России – 2015»: в поиске антикризисных мер для воздушного транспорта

Более 300 делегатов из 137 компаний 22 стран мира приняли участие в международном авиационном форуме «Крылья России», который завершил свою работу в Москве 21 октября. Крупнейшая дискуссионная площадка авиатранспортной отрасли России позволила выявить и озвучить не только наиболее актуальные, но и носящие глубинный характер системные проблемы, препятствующие развитию рынка авиаперевозок страны.

Российская авиация вошла в негативный период, который характеризуется радикальным снижением покупательной способности населения, сокращением зарубежных туристических рынков, ростом стоимости привлечения средств у финансовых институтов – и этот период может продлиться 5–7 лет, отметил в своем выступлении президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Он прогнозирует, что суммарный операционный убыток всех авиаперевозчиков России по итогам 2015 г. может составить 25-30 млрд руб.

В ходе панельной дискуссии «Господдержка отрасли: кому, когда, зачем?» участники сошлись во мнении о необходимости срочного воплощения в жизнь хотя бы тех мер поддержки, которые были сформулированы в письме АЭВТ еще в конце прошлого года. До сих пор из всего перечня предложений реализовано лишь одно, да и то не полностью – снижен НДС на внутренние перевозки.

Пожалуй, наиболее горячее обсуждение развернулось в ходе панельной дискуссии «Будущее рынка авиаперевозок в России». Констатируя происходящую адаптацию авиакомпаний к новым условиям рынка, участники отметили ограниченность возможностей для маневра: дальнейшее оздоровление финансового положения авиакомпаний возможно через увеличение средних тарифов, но такой путь несет в себе риски существенного снижения спроса на авиаперевозки.

Круглый стол «Авиатопливо» привлек внимание участников форума не только всесторонним обсуждением влияния цены авиатоплива на развитие воздушного транспорта и туристической отрасли, но и профессиональным обсуждением проблем, возникших при введении новых норм регулирования топливозаправочной деятельности.

Конструктивное обсуждение в рамках дискуссии «Субсидированные региональные перевозки: продолжение следует» привело к выводу о необходимости срочной консолидации усилий региональных и местных авиакомпаний для продвижения своих предложений в ветвях власти.

Заключительная дискуссия форума, «Пути развития инфраструктуры гражданской авиации в текущих условиях», выявила наличие существенных проблем в привлечении средств инвесторов к проектам развития аэропортов: механизм государственно-частного партнерства работает с довольно серьезными оговорками, а механизм концессии в его сегодняшнем виде не выглядит привлекательным для инвесторов.

Один из важнейших выводов, которые можно сделать по итогам прошедшего форума – в условиях кризиса многократно усиливается роль государства, его политики в регулировании рынка авиаперевозок. Именно поэтому на первый план выходит задача более продуктивного взаимодействия участников рынка и государства. «Нас, как отрасль, не слышат в высших эшелонах власти» — отметил Владимир Тасун, президент ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, призывая всех участников рынка воздушного транспорта консолидировать свои усилия по конструктивному взаимодействию с государством. В свою очередь, заместитель министра транспорта Валерий Окулов отметил определенный прогресс в этой области и предложил проработать механизм создания саморегулируемой организации на базе АЭВТ и определить функции регулятора рынка, которые могла бы взять на себя ассоциация.

Международный авиационный форум «Крылья России» был организован при участии российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Спонсор форума – «Роснефть-Аэро». Официальный IT-партнер – Amadeus. Спонсорскую поддержку мероприятия оказали компании Rolls-Royce, SITA, «Международный аэропорт Калуга».