Логистика на транспортном коридоре «Север–Юг» уже не работает

Доставка контейнеров из Индии в Россию по коридору «Север – Юг» дороже, чем по традиционным маршрутам через Санкт-Петербург и Новороссийск.

«Логистика не идет», – заявил председатель Ассоциации экспедиторов и судовладельцев Астраханской области, директор ТЭФ «Лакор» Игорь Загребельный.

В Федерации индийских экспортных организаций в конце прошлого года надеялись, что в связи с эмбарго экспорт индийских товаров в РФ к 2018 году увеличится почти вдвое – до 4 млрд долл. с 2,12 млрд долл. в 2014 году, однако, по словам чрезвычайного и полномочного посла Индии в РФ Пунди Шринивасана Рагхавана, страна не использует полностью свой экспортный потенциал.

«Я имею в виду поставки в Россию сельхозпродукции, техники, автомобильных компонентов, фармацевтической продукции, – пояснил посол РИА Новости. – Мы работаем над тем, чтобы сблизить потенциальных бизнес-партнеров. И мы видим повышенный интерес к этому». – Другой аспект проблемы – время, которое тратится на поставки, – добавил дипломат. – Необходимо искать короткие маршруты, особенно это касается сельхозпродукции. И здесь можно упомянуть о важности проекта коридора «Север – Юг». Мы действительно активно работаем над запуском этого проекта, потому что это вдвое снизит издержки. <…> Мы хотим, чтобы он был запущен уже в начале 2016 года.

В июне в Мумбаи (Индия) прошла очередная конференция представителей сторон, заинтересованных в работе международного транспортного коридора «Север – Юг». Там встречались в основном логисты, чтобы решить, как выстроить схему работы коридора. Сейчас коридор работает до Ирана и дальше до Баку. Отладкой логистики поставок между иранскими и российскими портами Каспийского моря и организацией возврата порожних контейнеров из Астрахани намеревались заняться российские участники встречи с целью ускорить прохождение контейнеров и максимально возможно удешевить доставку по сравнению с традиционными маршрутами через российские порты на Балтике и Черном море.

– Что касается логистики, то не идет она! – посетовал председатель Ассоциации экспедиторов и судовладельцев Астраханской области, директор ТЭФ «Лакор» Игорь Загребельный. – Уже пытался здесь с иранцами решать вопрос. Все равно цены здесь гораздо выше через Иран, чем доставка через Санкт-Петербург или Новороссийск. Председатель пришел к выводу, что тариф на доставку индийских контейнеров через Иран в Россию по альтернативному традиционным коридорам маршруту конкурентным не будет. «Здесь мы ниже этих цен не сделаем. Просто по факту так не получится», – сказал Загребельный. Заметим, Азербайджан со своей стороны демонстрирует большую заинтересованность и прикладывает максимум усилий для развития транспортного коридора «Север – Юг», в частности завершения строительства железной дороги Казвин – Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан).

Проект предусматривает сооружение пограничного железнодорожного моста между иранской и азербайджанской Астарой, а также прокладку ветки протяженностью восемь километров на территории Азербайджана. По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги составит от 5 до 7 млн тонн грузов в год. – Заинтересованность Азербайджана в транзите понятна, – полагает Игорь Загребельный. – Сейчас работа коридора налажена из Индии до пограничной Астары. Там товар перегружают и на Баку и близлежащие регионы возят. Но если так возить в Россию, стоимость доставки все равно будет выше, чем везти контейнерами через Новороссийск.