Перевозка детей: серьезный подход

Из новостной ленты практически не исчезают сообщения о крупных ДТП с участием автобусов. В числе последних – страшная авария под Новосибирском, в которой пострадали 11 детей, и серьезная авария в Санкт-Петербурге, в результате которой пострадали 18 детей и 13 взрослых, 4 человека погибли.

Перевозка детей не может быть случайной подработкой или халтурой. Однако учителя и родители закрывают глаза на квалификацию и нанимают водителей без опыта или со стороны. Ситуация, когда организаторы перевозки детей не заключают договора фрахтования и ограничиваются устными договоренностями с водителями-частниками, тоже встречается довольно часто. Почему так происходит? Ценник у водителя «со стороны» во многом ниже, ведь заказные перевозки, в отличие от регулярных, не контролирует никто, кроме организаторов поездки.

Такое неравенство на рынке, в первую очередь, обусловлено тем, что частным перевозчикам не нужно получать лицензию, соответствие требований которой контролируют инспектора Ространснадзора. Поэтому, по словам заместителя главы Ространснадзора Асланбека Ахохова, служба выступает за распространение условий лицензирования на заказные перевозки. Пока же водителю достаточно получить свидетельство о регистрации ИП и арендовать транспорт. При этом он освобожден от прохождения обязательного медосмотра перед выходом в рейс, техосмотра транспорта и, по факту, соблюдения режима труда и отдыха. В связи с этим, по словам А. Ахохова, система допуска на рынок пассажирских перевозок требует безотлагательных изменений.

Многих аварий можно было избежать, если бы водители не теряли внимательность и, тем более, не засыпали за рулем. Это элементарный режим труда и отдыха. Необходимо соблюдение и других базовых правил организации перевозки детей, согласно которым автобус должен быть оборудован тахографом и навигатором ГЛОНАСС, быть не старше 10 лет.

По словам эксперта ассоциации Геннадия Мирошина, когда перевозчик поймет важность установки тахографа и соблюдения режимов труда и отдыха, можно будет говорить о том, что транспортная индустрия становится безопаснее: «Разумеется, одномоментно нельзя воспитать водителя, настроить систему и обеспечить целостный контроль. Это все нужно делать постепенно и заранее. Те, кто готовятся заранее, вместо лишних расходов, получают экономически положительные результаты. Например, «Автоколонна 1417». Они очень давно, когда еще отсутствовали российские требования по тахографам, оборудовали все свои автобусы тахографами и ввели корпоративный контроль. Первое время им было тяжело конкурировать с «серыми» перевозчиками, оборудование автопарка отразилось на увеличении стоимости билета. Но что мы видим сегодня – серые перевозчики уходят, а автоколонна продолжает работать. Пассажир, в итоге, своим кошельком голосует за безопасную и спокойную дорогу».

Если работа транспортного предприятия находится под контролем закона, то организатор перевозки отвечает только перед собой. Однако, как пояснила президент экспертного центра Наталья Агре, уже в ближайшее время ситуация на рынке детских перевозок может начать меняться в лучшую сторону: «Как раз накануне открытия летних лагерей Президент утвердил внесение изменений в КоАП. Новые требования оказались значительно жестче старой формулировки. Учитывая национальный менталитет, было важно, чтобы потенциальное наказание сводило к минимуму желание сэкономить. Ведь речь идет о детях, а их жизнь дороже любых денег».