Российские склады для онлайн-ритейла: тенденции и отличия от Европы

Эксперты A Plus Development выделили основные тенденции развития российской складской недвижимости для online-ритейла. Компании из данной сферы демонстрируют стабильный ежегодный прирост, создавая высокий потенциальный спрос на складские площади. Ключевыми тенденциями являются: увеличение рабочей высоты складских объектов, увеличение шага колонн, повышение нагрузки на полы, автоматизация отдельных процессов, а также выбор локации на границе кольцевых дорог в городах-миллионниках. Все это позволяет увеличить экономическую эффективность ритейлера.

Вячеслав Зелепуга, коммерческий директор A Plus Development отметил, что отличительной чертой складских комплексов для E-commerce является использование многоуровневых мезонинов: «К примеру, на стандартном 12-метровом складе можно разместить не более 5 ярусов стеллажного мезонина, а увеличение рабочей высоты до 14,5 метров позволит разместить уже 6. При этом стоимость строительства такого объекта увеличивается незначительно, что в совокупности приводит к снижению затрат на единицу складской операции на объекте».   

Эксперт отметил, что по этим же причинам идет оптимизация шага колонн. Колонны, фактически, являются потерянным пространством на складском комплексе. Они мешают осуществлению рабочих процессов и замедляют их. Соответственно применение шага колон, позволяющего сократить их количество, например шага 18х24м вместо 12х24, также улучшает экономику процессов. 

Кроме того, компаниям из сектора E-commerce требуется осуществлять доставку малотоннажным транспортом и организовывать работу большого количества персонала, что накладывает требование на локацию. В крупных городах, особенно в Москве, земля в пределах кольцевых автодорог дорогая, что еще больше усиливает экономическую эффективность многоуровневых складских объектов. Инвестиционные затраты на единицу операции в землю с каждым новым уровнем мезонина падают.

Данные тренды российского рынка складской недвижимости повторяют мировые. А вот с автоматизацией складских комплексов Россия идет по собственному пути: «В Европе уход E-commerce в автоматизацию обработки и хранения товаров обусловлен льготами в налогообложении и высокой стоимостью рабочей силы. В России же оба данных параметра существенно отстают от европейских, что делает просто невыгодным применение автоматизации в значительной части складских процессов. Однако отдельные элементы автоматизации, например использование сортировочных линий на этапе отгрузки товара, эффективно применяются и в России», — считает Вячеслав Зелепуга, коммерческий директор A Plus Development.