Спрос на контейнерные перевозки из Азии в порты Средиземного моря растет, но неравномерно

После нулевого роста в II квартале 2018 года объемы грузоперевозок из Азии в порты Средиземного моря по итогам июля – сентября текущего года выросли на 3,4%, в октябре – на 5,6%, свидетельствуют данные контейнерной статистики Drewry, передает ТАСС.
В целом за период с начала года по октябрь рост объемов составил 3,5%. Для сравнения, спрос на доставку контейнеров в порты северной Европы вырос за тот же период на 1,2%.
При этом Drewry отмечает, что пока не вполне понятно, какие именно факторы обусловили такое ускорение роста во второй половине 2018 года.
По состоянию на конец I полугодия объемы азиатского экспорта в развитые страны западного Средиземноморья увеличились всего на 2,2% год к году. При этом импорт в Испанию снизился ровно на этот же процент, а в целом весь рост по региону был обусловлен 9%-ным ростом поставок во Францию и 3%-ным – в Италию. Однако в последующие 4 месяца с июля по октябрь испанский импорт вырос на 4,8%, а поставки в Италию и Францию увеличились на 5,9 и 8,8% соответственно.
Говоря о росте объемов импорта во Францию, Drewry отмечает, что поставки в страну через порты севера Европы практически не росли.
Спрос на доставку контейнеров из Азии через порты северной Африки продолжал стремительно расти. Такая динамика обусловлена, главным образом, оживлением экономики Египта. В целом поставки в пять средиземноморских стран северной Африки выросли за 10 месяцев текущего года почти на 11%. При этом трафик через порты Египта увеличился на 17,5%, а за период с июля по октябрь рост ускорился до 29%.
Восточный сегмент средиземноморского рынка сократился по итогам 10 месяцев на 4,7%. Импорт в Израиль упал на 2,4%, в Ливан – почти на 11%. Объемы поставок в Грецию, напротив, выросли почти на 11%. Drewry однозначно связывает такой рост с оздоровлением национальной экономики, на которое в течение последних 8 лет было направлено €289 млрд кредитных средств.
Хуже всего из стран восточного Средиземноморья чувствует себя Турция. Турецкий импорт из Азии сократился по итогам января – октября на 10%, то есть примерно на 75 тыс. TEU. При этом Drewry отмечает, что падение началось только в II полугодии, когда валютный кризис вызвал рекордную инфляцию, что, в свою очередь, резко сократило потребительский спрос. Так, за первые 6 месяцев года поставки из Азии в Турцию выросли на 1%, в последующие 4 месяца объемы упали на 27%.