Тяжелые контейнеры ограничат в движении

ОАО «РЖД» вводит запрет на прием к перевозке груженых крупнотоннажных контейнеров массой брутто свыше 30,48 т.

Как говорится в телеграмме компании, массовое предъявление к перевозке таких контейнеров угрожает безопасности движения. РЖД напоминает, что это противоречит главе №12 «Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах», утвержденных Министерством путей сообщений в 2003 году. Кроме того, ГОСТами на контейнеры не регламентирована возможность их перевозки свыше указанного веса.

По словам заместителя генерального директора, начальника Управления грузовой и коммерческой работы Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Тимура Махмудова, смысл телеграммы (есть в распоряжении Gudok.ru) в том, чтобы привести такого рода перевозки в соответствие с нормативной документацией.

«К перевозке могут и будут приниматься контейнеры массой брутто более 30,48 тонн на платформах для перевозки крупнотоннажных контейнеров, пригодных по своим техническим характеристикам для перевозки контейнеров такой массы. И компания дала на этот счет необходимые разъяснения», — прокомментировал он Gudok.ru. По оценке специалистов РЖД, снижения грузовой базы не произойдет, так как вагоны для перевозки таких контейнеров существуют, уточнил Тимур Махмудов.

Прежде такие контейнеры грузили по обычной схеме на основании разрешающей телеграммы РЖД, пояснил заместитель начальника Северного территориального ЦФТО по организации грузовой и коммерческой работы Владимир Дяченко. Однако работа с такими контейнерами затруднена, причем не столько проблемами, возникающими в пути следования, сколько тем, что многие станции не открыты для операций с ними.

«Нет необходимых грузоприемных механизмов, либо они есть, но станция официально еще не открыта. Теперь будем действовать в соответствии с телеграммой за подписью вице-президента, в которой четко прописаны условия приемки таких контейнеров. Не вижу серьезных изменений, как для нас, так и для клиентов», — говорит представитель дороги.

Если станция не открыта для операций с контейнерами массой брутто более 30,48 т, операторы будут работать на особых условиях, для согласования которых потребуется дополнительное время.

По оценке начальника контейнерного отдела АО «Рефсервис» Антона Вострикова, запрет может привести к сокращению контейнерных перевозок, в результате грузы уйдут на автомобильный транспорт. «Если сейчас мы конкурентоспособны на дальневосточном направлении, то на более коротких расстояниях, таких как Москва — Новосибирск или Новосибирск — Дальний Восток, автомобильный транспорт довольно неплохо конкурирует с нами. В настоящий момент рыба грузится по 29,5 т в крупнотоннажных рефконтейнерах. После вступления в силу запрета загрузка будет не более 25,7 т, так как вес порожнего контейнера составляет 4,7 т. Соответственно, снижение нашей загрузки на 15% приведет к тому, что наша ставка ровно настолько станет менее конкурентоспособной. А с нового года ожидается еще повышение тарифа на 10%», — отмечает Востриков.

По его словам, в РЖД ссылаются на то, что меры предпринимаются для обеспечения безопасности перевозок и запрет касается только фитинговых платформ, которые якобы не сертифицированы для перевозки контейнеров с массой брутто свыше 30,48 т. Однако здесь специалисты «Рефсервиса» усматривают ряд несоответствий.

Во-первых, не зафиксировано ни одного схода или крушения сцепов с крупнотоннажными контейнерами, масса брутто которых иногда доходит до 42 тонн. Кроме того, грузоподъемность фитинговой платформы составляет 72 т и нет документальных обоснований, что она не выдерживает нагрузки. В телеграмме не указано ни одного ГОСТа по их испытаниям.

Кроме того, для перевозки рефрижераторных контейнеров необходимы особые условия, а все модели фитингов, которые переоборудуются для этого, проходят испытания с гружеными контейнерами, масса брутто которых составляет 34 т. Также разработана вся нормативная база для перевозки крупнотоннажных рефконтейнеров более 30,48 тонн, и производители рефрижераторных корпусов указывают максимальную грузоподъёмность до 30 т и выше без учёта веса контейнера, а платформы рассчитаны на перевозку до 72 т.

Кроме того, при загрузке свыше 27 и 30 тонн соответственно применяются повышающие коэффициенты 1,08 и 1,15 соответственно к железнодорожному тарифу, что позволяло перевозить тяжелые грузы, и это условие никто не отменял.

«Мы будем по этому поводу обращаться в компанию, так как для нас это снижение загрузки, в частности, по рыбе», — пояснил Антон Востриков.