Украинская авиакомпания «Анда Эйр» указывает на законодательную проблему получения сертификата эксплуатанта

Авиакомпания «Анда Эйр» (Киев) указывает на наличие законодательной проблемы при получении сертификата эксплуатанта воздушных судов. Как сообщил в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» соучредитель «Анда Эйр» Сергей Шаменко, компания получила самолет, сертификат летной годности, внесла борт в государственный реестр. Осталось получить сертификат эксплуатанта, после чего компания может получать права на выполнение рейсов и полноценно выполнять полеты.

Кроме того, учитывая, что «Анда Эйр» заявила о планах выполнять чартерные рейсы, ограничений при получении прав на выполнение таких рейсов нет. Однако, по словам С.Шаменко, сложилась законодательная «вилка», в которой Государственная авиационная служба Украины не может принять однозначного решения.

Так, согласно ч. 6. ст. 10 Воздушного кодекса Украины, для обеспечения безопасности полетов, надежности эксплуатации воздушных судов, а также для обеспечения бесперебойной работы транспортной системы Украины в части транспортных воздушных перевозок эксплуатант коммерческой авиации обязан обеспечить финансовую состоятельность и эксплуатацию не менее двух воздушных судов, тогда как «Анда Эйр», например, пока располагает только одним самолетом.

Между тем ст. 93 этого же документа гласит: субъекты хозяйствования, получающие лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и/или груза воздушным транспортом, и авиаперевозчики, которые владеющие такой лицензией, обязаны иметь в своем распоряжении хотя бы одно воздушное судно в собственности или по лизингу (кроме лизинга с экипажем). Кроме того, согласно приказу Госавиаслужбы №430, регламентирующему вопрос сертификации, эксплуатант, выполняющий регулярные пассажирские перевозки, должен постоянно иметь в своем флоте не менее двух воздушных судов, однако подобная норма для чартеров не установлена.

«Пройдя практически весь путь получения компанией сертификата эксплуатанта, могу сделать вывод: начиная с 2010 года (выход нового Воздушного кодекса) и по 2016 год издано много законодательных актов, которые понятны как самостоятельные документы, но совместно приводят к разному толкованию. Это мешает компании выполнить правильно все процедуры, предусмотренные нормативными актами, а сотрудникам Госавиаслужбы — принять единственно правильное решение без опасения потерять работу или отписываться перед разным вышестоящими, контролирующими органами. Это похоже на суд присяжных, а не на нормативный документ», — сказал С.Шаменко.

В свою очередь, руководитель компании «Стиль Авиа» Евгений Хайнацкий констатировал коллапс: согласно Воздушному кодексу, авиакомпания, планирующая выполнять рейсы, обязана располагать двумя воздушными судами. Однако внутренние документы Госавиаслужбы расходятся с этим положением, так как в них указано: для выполнения регулярных рейсов необходимо два воздушных судна. То есть, если компания «заявляется» на чартеры, достаточно одного самолета в парке. В итоге возникло противодействие одних документов в отношении других. В конечном итоге, по словам эксперта, это может привести к проблемам, которых могло не быть.

Е.Хайнацкий напомнил, что за семь месяцев 2016 года отмечается наращивание частот, увеличение полетов, рост перевозок, и это недавно привело к неготовности рынка к росту практически на 20%, а парк самолетов, на который пришелся «удар» роста, начал не справляться. «Мы видим наличие форс-мажоров, неисправность одного из самолетов любого перевозчика влечет за собой существенные задержки и сразу же нескольких рейсов. В последние три недели у многих компаний фиксировались такие задержки, они были вынуждены привлекать самолеты иностранных перевозчиков для выполнения своего расписания. Наблюдаем нонсенс: в Украине стоит самолет нового перевозчика, он внесен в реестр и никто не может им воспользоваться «за счет» вышеуказанных законодательных проблем, а в это же время деньги за использование иностранных ВС уходят за границу. Этот самолет мог бы быть резервным для других перевозчиков, помог бы уйти от проблем с задержками и деньги пассажиров оставались в нащей стране и в нашем бюджете», — сетует директор «Стиль Авиа».

Как сообщалось, «Анда Эйр» 19 июля получила первый для своего парка самолет — McDonnell Douglas MD-83. Как отмечал С.Шаменко, первый полет планировалось выполнить 10-15 дней спустя. ООО «Авиакомпания «Анда Эйр» зарегистрирована в Киеве в конце 2015 года. Ее учредителями выступили экс-глава авиакомпании «Дарт» С.Шаменко и Георгий Аванесов. С.Шаменко выступает также руководителем компании «Анда Эйр». Уставный капитал компании, согласно реестру, составил 50 тыс. грн.

Вначале компания будет специализироваться на чартерных перевозках, в частности, в Турцию, Египет, Черногорию, Хорватию, Албанию и Грецию.  С.Шаменко сообщал, что инвестиции в проект составят $15 млн, сроки окупаемости рассчитаны на три года. Инвесторы, в основном, иностранные. «Анда Эйр» планирует начать полеты в партнерстве с компаниями «Стиль Авиа» и «Феерия».