Украинская «Мечта» улетает в Китай

Украина продолжает распродавать советское наследие. На очереди оказались право собственности, чертежи и документы на самый большой в мире самолет Ан-225 «Мрия». Китайские СМИ и украинский авиаконцерн «Антонов» обнародовали разные версии подписанного соглашения. Что хочет от этой сделки Киев и зачем этот уникальный самолет понадобился Китаю?

Китайская компания China Airspace и украинское госпредприятие «Антонов» накануне подписали договор о сотрудничестве, по которому к Китаю переходят права собственности на гигантский транспортный самолет Ан-225, включая использование чертежей и спецификаций самолета, сообщило Центральное телевидение Китая (CCTV), пишет Деловая газета «Взгляд».

«Переговоры по привлечению китайских инвесторов велись еще в мае 2016 года. После подписания договора с украинской компанией Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения. Планируется, что первый китайский Ан-225 будет выпущен уже в первой половине 2019 года», – говорится в сообщении.

«Ан-225 «Мрия» (в переводе с украинского – «Мечта») является самым крупным самолетом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Ан-225 был специально спроектирован в качестве авиационной транспортной системы для проекта советского многоразового космического корабля «Буран». Самолет существует в единственном экземпляре», – отмечает CCTV.

Первый самолет «Мрия» был построен для доставки «Бурана» на Байконур в 1988 году, но после развала СССР лайнер так и остался на Украине вместе с чертежами и документами.

Китайское издание Sina.com указывает на то, что твердое соглашение с Украиной на самом деле еще предстоит подписать. Кроме того, оно уточняет, что по условиям соглашения китайская группа получит от Украины права не только на собственность Ан-225 и все чертежи, но также и на двигатели для этого самолета.

Впрочем, возможно, что речь все-таки не о продаже двигателестроительных технологий, которые принадлежат другой украинской компании – «Мотор Сич». Вероятно, стороны договорились по двигателям лишь сотрудничать. Руководитель «Авиа.ру» Роман Гусаров считает это логичным. «У Китая таких двигателей нет. Украина могла бы делать двигатели для «Мрии» и тем самым подзаработать на их производстве и поставке в Китай», – говорит он.

Также, по данным местного издания, китайцы планируют построить на своей территории две производственные площадки для выпуска Ан-225: одну в Лучжоу в провинции Сычуань, вторую в Гуджанге, в 300 км к западу от Гуанчжоу. Эти заводы, как заявляется, будут выпускать самую современную производственную базу для самолета. И выпустить первый китайский Ан-225 действительно планируется в первой половине 2019 года, как передает китайское издание со ссылкой на слова президента китайской компании.

На украинском предприятии «Антонов» подтвердили факт сотрудничества по программе Ан-225 с китайцами – также путем размещения информации в «Фейсбуке». Там указали название китайской компании, с которой подписан документ: Aerospace Industry Corporation of China (AICC).