Утилизационный сбор для автомобилей увеличен на 65%

Утилизационный сбор для автомобилей увеличен на 65 процентов. Правила распространяются только на те машины, которые сошли с конвейера или ввезены в Россию после 1 января 2016 года, сообщает «Российская газета».

Повышение в основном коснётся новых грузовых автомобилей. «В зависимости от массы грузовика размер сбора будет составлять от 124,5 до 718,5 тысячи рублей за одно транспортное средство, — говорит Иван Соловьев, эксперт Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. — А на транспорт старше трёх лет от 132 тысяч до 1,77 миллиона рублей».

Меньше всего увеличение сбора коснётся легковых машин. «Для импортных автомобилей доля этого сбора в таможенной стоимости составляла в 2013 году 10-15 процентов, в 2015 снизилась до 2-7 процентов», — говорит Роман Терехин, эксперт компании «Деловой фарватер». — Сейчас в розничной цене автосалона это не более 2-3 процента. Рост сбора прибавит цене «иностранцев» не более 1 процента».

В цене отечественных автомобилей доля сбора заметно ниже. «Менее 0,7%, и даже после увеличения она не слишком превысит 1% от розничной цены машины», — считает эксперт.

Российские производители могут быть вообще освобождены от уплаты сбора. «В том случае, если автомобильное шасси изготовлено в РФ, а компания, монтирующая надстройку, берет на себя обязательство по утилизации ТС», — поясняет Иван Соловьев. Но такие гарантии принимаются только в том случае, если производитель внесён в реестр Минпромторга.

На общем фоне снижения покупательской активности на авторынке такие новости, конечно, не прибавляют оптимизма. «Но рост цены на новые автомобили в 1% — это слишком мало, чтобы скорректировать спрос на флагманские модели», — считает Терехин. Поэтому производители легковых автомобилей не должны серьёзно пострадать от увеличения сбора.

Потребители вообще не заметят увеличения сбора. «Его платит производитель или импортёр в составе налоговых и таможенных платежей» — поясняет Терехин. Для конечного потребителя сбор неочевиден, так как входит в общую стоимость машины и уплачивается им в момент покупки автомобиля. Однако в ряде случаев платить утилизационной сбор придётся самому покупателю. «Если он, к примеру, купил авто за границей и теперь его ввозит на территорию РФ», — говорит Терехин.

Следует отметить, что для ввозимых на территорию России для личного использования транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет, коэффициент утилизационного сбора увеличен. «Вне зависимости от объёма двигателя, размер сбора для них вырос с 0,15 до 0,26″, — отмечает Иван Соловьев. Также уплатить сбор покупателю придётся, если этого не сделал продавец. К примеру, автомобиль был приобретён у лица, освобождённого от уплаты сбора: переселенца или иностранного дипломата. А также при покупке машины у лица, не освобожденного от уплаты сбора, но не заплатившего его. Поэтому, приобретая автомобиль, его новому владельцу следует проверить отметку об уплате сбора в ПТС.

Повышение сбора может привести к росту цен на дорогостоящую импортную коммерческую технику: тягачи, лёгкие автокраны, бетономиксеры и т.д. При этом для отечественных производителей техники повышение сбора может оказаться даже выгодным. «Повышение сбора повлечёт рост спроса на продукцию российских заводов — ГАЗ, КАМАЗ, УралАЗ и др., — считает Иван Соловьев. — Основным потребителями такой техники являются государственные структуры, военизированные министерства, нефтегазодобывающая отрасль и коммунальное хозяйство».