В производстве грузовых вагонов в России впервые с 2012 года наметился рост

Производство грузовых вагонов в России неуклонно сокращалось последние годы. В 2012 году было произведено в общей сложности 71,6 тыс. вагонов, в 2013 – 60,1 тыс., в 2014 – 55,1 тыс., в 2015 – 29,2 тыс.

А вот в 2016 году производство сохранится на уровне 2015 года и возможно превысит его. Этому есть ряд причин, о чем в своем докладе сообщил руководитель отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Георгий Зобов на VII-й Международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» в Москве.

В рамках своего выступления он обратил внимание аудитории на тот факт, что в период 2014 — 2016 гг. темпы списания грузовых вагонов превышали темпы поставок на сеть новых. В то же время анализ изменения основных показателей грузовой работы и производства грузовых вагонов за 8 месяцев 2016 года по отношению к аналогичному периоду прошлого показывает рост объема погрузки 1,5%, рост объема грузооборота 1,6%, рост объема перевозок 0,6%, рост объема списания парка грузовых вагонов 7,4%, рост объема производства грузовых вагонов 5,9%. Таким образом, на основании увеличения грузовой работы и стремительного выбытия парка отмечается увеличение потребности в подвижном составе.

Поддерживает производство и заложенные в бюджете 2016 года государственные субсидии на поддержку грузового вагоностроения общим объёмом 8,8 млрд рублей.

Тем не менее, делает автор вывод, необходим баланс между реальными возможностями производства различных моделей специализированного парка вагонов, необходимых для вывоза грузов и недопущением дефицита такого парка, вследствие запрета на модернизацию. Необходим баланс между затратами на сертификацию новых моделей специализированного парка и на модернизацию вагонов с продлением. Кроме того, существует риск не только роста транспортных расходов, но и невывоза груза, вследствие дефицита специализированного парка вагонов, в том числе продуктов питания, химии и т.д.

В этой связи необходимо создание производителями вагонов и их комплектующих сервисных центров по их гарантийному обслуживанию и ремонту. Обеспечение запасными частями предприятиями-производителями инновационных грузовых вагонов ремонтных предприятий. Перевод грузовых вагонов на узлы и детали имеющие повышенный ресурс безотказной работы. А также необходимо проведение дальнейших работ по организации повышения производительности вагонов в условиях инфраструктурных ограничений.

Сам доклад «Железнодорожный подвижной состав для перевозки горно-металлургических грузов. Состояние и регулирование, текущие проблемы производства, ремонта, обслуживания, спроса, меры господдержки, запрет продления срока службы вагонов, тенденции вагоностроения» размещен в открытом доступе на сайте Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).