Вторичный рынок LCV в июле снова пошел на посадку [таблица]

По данным ООО «Автостат Инфо», фактические перепродажи легких коммерческих автомобилей (полной массой до 5 т) с пробегом в июле 2015 года снова ускорили падение после относительного успокоения в июне, хотя, в физических объемах перепродажи и возросли, но показатели марта и апреля все же оказались недостижимы.

Вторичный рынок LCV с пробегом показал в июле (к июлю 2014 года) спад на 9% до 43 697 ед., а за семь месяцев –7,5% до 243 925 ед. К июню 2015-го (39,7 тыс.) показатель перерегистраций июля возрос на 10,1%, но уровня марта-апреля (соответственно, 45,1 и 47,2 тыс.) не достиг.

Российские марки потеряли в июле 6,5% (до 24 791 ед.) против –1,3% в июне, а иномарки –12,2% (до 18 906 ед.) против июньских –4,8%.

Соответственно доля российских LCV на вторичном рынке в июле стала еще более убедительной (56,7%), чем годом ранее (55,2%), что все же лучше, чем весной.
Получается, что сегмент импортных LCV с пробегом никак не достигнет дна, хотя отечественные марки его уже почти нащупали. В тоже время в июле в плюс начали выходить такие ранее провальные на первичном и вторичном рынке бренды как Citroen (+8,8%) и Fiat (+1,7%), хотя Peugeot, месяцем ранее уже показавший +3,5%, в июле снова упал на 13,6%.

В июле рейтинг по динамике вторичного рынка LCV в регионах повсеместно ушел в минус, а возглавил его Северо-Кавказский ФО (–3,4%, доля рынка 5,5%), но самый масштабный (доля 29,5%) Центральный ФО показал –5,9%, заняв третье место. Выше него неожиданно выскочил Уральский ФО с –4,1% (доля 9,4%), что, стало почти сенсацией, так как еще месяцем ранее данный регион был худшим с огромным отрывом от прочих. Худшим стал Сибирский ФО с –16,7% и долей 11,8%. Получается, что подъемы и спады рынка как бы ходят по стране «кругами» от центра к окраинам и обратно.

За семь месяцев картина по регионам заметно отличается: так лучшим остается Южный ФО с –3,5% (доля 9,6%), а худшим – Дальневосточный ФО с –18,8% (доля 6,8%), соответственно, Центральный ФО – на втором сверху месте с –4,2% (доля 29,4%).

В рейтинге динамики перепродаж LCV в Топ-10 брендов в июле в лидерах остается отечественный УАЗ с +6% и одновременно с наибольшим объемом продаж (5255 ед.). За ним идет уже упомянутый Fiat с +1,7%, а третьим выступает Mercedes-Benz с –4,7% (2045 ед.). Лидер июльских перепродаж ГАЗ (18 913 ед.) показал динамику в –9,1%, став четвертым по динамике. Пятерку замкнул Ford с –10,7% (2061 ед.).
За семь месяцев наибольший рост перепродаж показали УАЗ с +2,3% (34 420 ед.), Ford (+1,9%, 14 560 ед.), а также Fiat (+1,8%, 6263 ед.). Наиболее массовый на вторичном рынке бренд ГАЗ остался по динамике на 4-м месте (–6%, 127 748 ед.). Пятерку замыкает Peugeot (–8,5%, 8599 ед.).

Наибольшее падение динамики среди брендов Топ-10 в июле наблюдалось у Hyundai (–21,9%, 1114 ед.), а за семь месяцев – у Nissan (–25,1%, 7490 ед.).
Китайские LCV с пробегом разошлись в количестве только 321 ед. за июль, а также 2276 ед. за семь месяцев, из которых 1467 ед. пришлось марку BAW (+3,2%) и 486 ед. на марку FAW (–10,5%).

Корейских брендов перепродано, соответственно, 1652 ед. и 10 536 ед., из которых 7234 ед. (–16,9%) пришлись на долю Hyundai и 2059 ед. (–11,4%). Кроме того, было перепродано 3855 ед. (–12,1%) Porter сборки российского ТагАЗ.

В рейтинге Топ-10 моделей за июль расклад к июню снова изменился. Так, лидером по динамике перепродаж стал фургон «буханка» УАЗ-3741 (+17,3%, 2252 ед.), за ним встроился одноплатформенный УАЗ-3909 «Фермер» (+16,5%, 1045 ед.), на третье место опустился фургон «Соболь» ГАЗ-2752 (–0,2%, 1318 ед.). Четвертое место занял Mercedes-Benz Sprinter (–8,5%, 1125 ед.), а пятерку сильнейших замкнул фургон «Газель» ГАЗ-2705 (–10,5%, 2578 ед.). Лидером же по объему перепродаж осталась бортовая «Газель» ГАЗ-3302 (–11,5%, 10 924 ед.). Худшую динамику в Топ-10 показал за июль VW Transporter (–21,3%, 9313 ед.).

Лидером среди Топ-10 моделей по динамике за семь месяцев остается УАЗ-3909 «Фермер» (+14%, 6810 ед.), за ним положительную динамику сохраняют фургон УАЗ-3741 (+4,1%, 14 371 ед.), Ford Transit (+2,1%, 13 136 ед.), «Соболь» ГАЗ-2752 (0%, 8458 ед.) и «Газель» ГАЗ-2705 (–1,2%, 18 524 ед.). Худшую динамику в Топ-10 с пробегом показала Toyota Townace (–20,1%, 6632 ед.).

Некоторое повышение привлекательности итальянских и отдельных французских моделей LCV с пробегом объясняется физическим износом парка, закупленного на первичном рынке еще до кризиса 2009 года, а также обновлением корпоративных парков, когда на рынок в отдельных регионах разом выбрасываются солидные партии иномарок с пробегом.

Неудовлетворительная строгость техосмотра (особенно в ряде периферийных регионов) позволяет продолжать не только эксплуатацию, но и перепродажу таких антикварных брендов как RAF, ЕрАЗ, Barkas и Zuk, т.е. машин старше 20 лет. Впрочем, их объемы крайне незначительны в отличие от легкового сегмента.

Вторая половина года будет критична особенно для импортных брендов LCV из-за очередного витка снижения нефтяных цен и курса рубля. Поэтому сохранение пакета государственных программ поддержки автомобильного сегмента, включая компенсацию за утилизацию, льготные кредиты и лизинг для физических лиц будут просто необходимы не только до конца 2015 года, но и в 2016-м, по поводу чего в Правительство уже вносятся соответствующие предложения, например, со стороны Российского объединения автомобильных дилеров (РОАД).

По оценкам ООО «Автостат Инфо», сокращение вторичного рынка LCV в 2015 году может составить от 15 до 25% в зависимости от среднего курса рубля за год.